c 27 мая по 21 ноября 2025 года профессиональная переподготовка по направлению «Менеджмент персонала» очно-заочная форма 252 акад. часа (из них 72 ауд. часов, 72 час. - внеаудиторная самостоятельная работа, 108 часов - стажировка)
Менеджмент персонала
Информационное письмо для распечатки (doc)
3 очных блока по 16 часов, 1 очный блок 24 часа, самостоятельная работа, стажировка на рабочем месте.
Программа «Менеджмент персонала» ориентирована на профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 109н.
Цель программы: приобретение системных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере управления персоналом с формированием (совершенствованием) компетенций, способностей в соответствии с требованиями профессионального стандарта, а именно:
по организационно-правовым инструментам антикризисного управления персоналом, практике применения трудового законодательства в чрезвычайных обстоятельствах;
организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
организация обучения персонала;
организация адаптации и стажировки персонала;
администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
подтверждение профессиональных компетенций по образовательному уровню согласно профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»: наличие дополнительного профессионального образования, программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.
Целевая группа: руководители кадровых служб, отделов по труду, специалисты по развитию и обучению персонала, специалисты по развитию карьеры персонала, специалисты по персоналу, менеджеры по персоналу
Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование
Трудоемкость программы: 252 часа, в том числе 72 аудиторных часа.
Форма обучения: очно-заочная.
1 блок
27-28 мая 2025 г.
Правовые вопросы обучения и аттестации персонала в организации
2 дня по 8 часов аудиторных, 18 часов самостоятельная работа
• Реформа уровней профессионального образования.
• Взаимосвязь Национальной системы квалификаций с системой высшего и дополнительного профессионального образования. Образовательные и профессиональные стандарты.
• Новые возможности НОК для подтверждения профильности квалификации. Приказ Минтруда России № 804н от 21 декабря 2022 г.
• Обязательность профессиональных стандартов в системе образования: право на деятельность и профессиональный ценз.
• Формирование корпоративной системы подготовки и дополнительного профессионального образования работников с учетом профессиональных стандартов.
• Работодатели - юридические лица как организации, осуществляющие обучение.
• Требования к построению системы подготовки и дополнительного профессионального образования на локальном уровне: риск-ориентированный подход: профилактика административных правонарушений.
• Организационного-правовые аспекты определения образовательных траекторий персонала. Новые требования к образованию работников кадровой службы образовательной организации: уровень высшего образования, профильность. Проблема отсутствия профильного высшего образования, пути ее решения. Альтернативное регулирование образовательного ценза.
• Особенности соблюдения требований к образованию и обучению работника при применении профессиональных стандартов. Учет ОКСО в определении требований к квалификации
• Новые виды программ профессиональной переподготовки.
• Новые виды программ ДПО: классификация по уровням профессионального образования.
• Мини-тренинг «Определение требований к образованию и обучению на основе профессионального стандарта».
• Особенности построения программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в случаях, когда требования к квалификации в профессиональных стандартах носят обязательный (императивный) характер (в т.ч. с 01.01.2020 – для бюджетной сферы).
• Расхождение в требованиях к квалификации в профессиональном стандарте и квалификационном справочнике: пути разрешения пробелов и коллизий.
• Проблема различных наименований профессий и должностей в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах.
• Юридические механизмы привлечения педагогических работников к реализации внутренних и внешних корпоративных программ обучения. Необходимость соблюдения ценза на педагогическую деятельность. Проверка требований к преподавательскому составу при оформлении договорных отношений.
• Круглый стол: Взаимосвязь систем подготовки и дополнительного профессионального образования работников и независимой оценки квалификации.
• Мини-тренинг «Соглашение к трудовому договору об отработке определенного срока, если обучение осуществлялось за счет средств работодателя».
• Правовые механизмы возмещения затрат, связанных с обучением работника. Особенности материальной ответственности работника, не выполнившего требования об отработке.
• Ученический договор: особенности заключения, изменения, расторжения.
• Гарантии и компенсации, связанные с направлением работника на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
• Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196, вступает в силу 1 сентября 2023 года
• Особенности применения Постановлений КС РФ (2023) по вопросам оплаты труда, премирования, сверхурочной работы в системе высшего и дополнительного профессионального образования
2 блок
01-03 июля 2025 г.
Новое в трудовом законодательстве: сложные вопросы, пробелы, коллизии
3 дня по 8 аудиторных часов, 18 часов самостоятельная работа
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СОСТАВОВ И САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА. Защита интересов работодателя. Профилактика административной ответственности.
КОММЕНТАРИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВС РФ от 23 декабря 2021 г. № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
• Особенности реализации на локальном уровне запрета на заключение гражданско-правовых договоров, регулирующих трудовые отношения.
• Основания признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА с учетом позиций Конституционного и Верховного Судов РФ
• Требования к содержанию трудового договора.
• Сложные случаи заключения срочных трудовых договоров.
• Типичные ошибки в содержании трудового договора, пути их исправления.
• Дополнительные условия трудового договора.
• Практика Верховного Суда РФ по трудовым спорам в области заключения трудового договора.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
• Практика применения профессиональных стандартов: сложные случаи, типичные нарушения.
• Новое в независимой оценке квалификации.
• Правовое регулирование подготовки и дополнительного профессионального образования работников.
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА ПЕРСОНАЛ ОПЛАТА ТРУДА: СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ, ПРОБЕЛЫ И КОЛЛИЗИИ
• Сложные случаи закрепления систем оплаты труда на локальном уровне.
• Типичные нарушения при определении порядка выплаты заработной платы.
• Стимулирующие (поощрительные) выплаты.
• Судебная и правоприменительная практика в области оплаты труда.
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
• Виды переводов на другую работу.
• Отличие перевода на другую работу от изменения обязательных условий трудового договора.
• Дополнительная работа, специфика правового закрепления.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
• Общие и индивидуальные режимы рабочего времени: локально-нормативный и индивидуально-договорный уровни регулирования.
• Неполное рабочее время: правила установления и отмены.
• Сверхурочная работа, работа в выходные и нерабочие праздничные дни.
• Сложные моменты предоставления отпусков работникам, в том числе при прекращении трудового договора.
МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ: ВВЕДЕНИЕ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ, ОТПУСКА БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА: процедуры, требования, риски
• Истечение срока договора, собственное желание работника и соглашение сторон как основания прекращения трудового договора.
• Процедура сокращения численности или штата работников организации с учетом Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020 г.
• Изменения в порядке выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
• Сходство и различия новых видов дистанционной работы.
• Порядок взаимодействия работодателя и дистанционного работника.
• Организация труда дистанционного работника.
• Проблемы расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя.
• Временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА – что к ним относится, а на какие вещи можно «закрыть глаза».
СПЕЦИАЛЬНЫЕ И БИОМЕТРИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ – правила обработки.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО РАБОТНИКА – как оформить и что в нем можно хранить.
ИЗМЕНЕНИЯ С 1 СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА:
• Новые правила уведомления РКН и вступление в единый реестр операторов ПД,
• Требования к предоставлению биометрических ПД,
• Как указать цели сбора ПД в документах,
• Оформление согласия об обработке ПД,
• Новые обязанности операторов ПД.
ИЗМЕНЕНИЯ С 1 МАРТА 2023 ГОДА:
• Новый подход к трансграничной передаче данных,
• Когда РКН может запретить или ограничить трансграничную передачу ПД,
• Как изменились правила уничтожения ПД,
• Требования к оператору по оценке вреда, который может быть причинен субъектам ПД.
ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
• Персональные данные и КЭДО.
• Какие документы по работе с ПД должны быть в организации. Требования контролирующих органов и судов – разница в позициях.
• Положение о ПД организации: структура и содержание. Обязательные и необязательные пункты. Убираем лишнее, дополняем необходимым.
• Обработка ПД работника с согласия и без него. Как не ошибиться Работодателю при предоставлении данных третьим лицам.
• Согласие от работника - письменное или нет. Правильность оформления и возможности для Работодателя.
• Порядок проведения проверок в сфере защиты ПД. Что обязательно проверит РКН. Разбор самых часто выявляемых правонарушений.
• Полный обзор штрафных санкций в области обработки ПД.
• Способы и формы защиты прав работодателя (анализ судебной практики).
• Ответственность кадровой службы и бухгалтерии за работу с ПД.
• Кого и как можно уволить за разглашение ПД?
• Порядок увольнения за разглашение ПД.
• Социальное партнёрство в сфере труда;
• Коллективный договор и соглашения в сфере социального партнерства. Коллективные переговоры;
• Коллективный трудовой спор его разрешение.
3 блок
23-24 октября 2025 г.
Особенности внедрения профессиональных стандартов в организациях и их соотношения с профилем должности. Правовые аспекты внедрения, практика и проблемные вопросы
2 дня по 8 аудиторных часов, 18 часов самостоятельная работа
• значение профессиональных стандартов;
• изменения в трудовом законодательстве, связанные с введением и применением профессиональных стандартов
• понятия «квалификация работника» и «трудовая функция», их соотношение с профстандартом, два подхода к понятию трудовой функции: новый терминологический аппарат, возможности его применения;
• случаи обязательности требований к квалификации. Правовые последствия несоответствия работника требованиям к квалификации;
• ocoбeннocти внедрения профстандартов специалистов и производственного персонала;
• получение дополнительного профессионального образования (переподготовка. повышение квалификации), как необходимость для соответствия требованиям, предъявляемым профессиональными стандартами;
• аттестация работников на соответствие занимаемой должности или выполняемой работой при внедрении профессиональных стандартов;
• возможность прекращения трудового договора с работником в случае несоответствия требованиям профессиональных стандартов:
• соотношение Реестра профессиональных стандартов, ETKC и ЕКСД, в том числе с учетом результатов COУT;
• анализ соответствия текущих наименований должностей в организации наименования должностей. указанных в профессиональном стандарте: проблема сохранения возможности применения квалификационных справочников;
• проблема различных наименований профессий и должностей в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах;
• влияние профессиональных стандартов на систему оплаты труда работников;
• влияние применения профессиональных стандартов на предоставление компенсаций, льгот и ограничений по определенным должностям, профессиям, специальностям;
• новые требования к предложению вакансий при сокращении численности (штата) работников при применении профессиональных стандартов.
• внесение изменений в ЛНА в соответствии с профстандартами, перечень необходимых документов, порядок внесения изменений;
• должностная инструкция как локальный инструмент, регулирующий работу персонала, и ее соотношение с EKC, ETKC и профстандартом;
• ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства в части применения профстандартов (Проверки, Обзор штрафных санкций. Судебная практика);
• подготовка к проверкам ГИТ по внедрению профстандартов;
• пошаговый алгоритм внедрения профстандартов; актуальное состояние внедрения профстандартов в организациях, практика применения профстандартов. Разбор ошибок;
• Новое в независимой оценке квалификации.
• Независимая оценка квалификации: случаи обязательности. Возможности НОК для подтверждения квалификации.
• Мини-тренинг «Алгоритм направления работника на прохождение независимой оценки квалификации: типичные ошибки и нарушения, профилактика административной ответственности»
• Мини-тренинг «Алгоритм перехода на работу с персоналом с учетом применения ПС»
4 блок
20-21 ноября 2025 г.
Новые требования к организации деятельности кадровой службы образовательной организации высшего и дополнительного профессионального образования
2 дня по 8 аудиторных часов, 18 часов самостоятельная работа
• Реформа уровней профессионального образования.
• Взаимосвязь Национальной системы квалификаций с системой высшего и дополнительного профессионального образования. Образовательные и профессиональные стандарты.
• Новые возможности НОК для подтверждения профильности квалификации. Приказ Минтруда России № 804н от 21 декабря 2022 г.
• Обязательность профессиональных стандартов в системе образования: право на деятельность и профессиональный ценз.
• Позиции "ректор", "президент", "научный руководитель" в профессиональном стандарте и квалификационном справочнике. Новые позиции в предстоящем профстандарте Педагогический работник высшего образования.
• Виды юридической ответственности руководителя образовательной организации, иных уполномоченных должностных лиц за нарушения цензов в деятельности кадровой службы образовательной организации (уголовная, административная, финансовая, материальная, дисциплинарная). Риски дисквалификации.
• Особенности заключения трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом на основе Постановления КС РФ. Срочные ТД и их зависимость от сроков проведения конкурсов на замещение должностей.
• Практика применения исключений из типовых сроков заключения трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом.
• Обязательность наименования должностей в профессиональном стандарте для системы образования. Необходимость переименования и внесения изменений в штатное расписание.
• Изменение определенных сторонами условий трудового договора.
• Новые требования к образованию работников кадровой службы (службы персонала) образовательной организации: уровень высшего образования, профильность. Проблема отсутствия профильного высшего образования, пути ее решения. Альтернативное регулирование образовательного ценза. Новые виды программ профессиональной переподготовки.
• Специальные требования магистерского уровня (специалитета) профильной подготовки для руководителей кадровых служб (служб персонала) организаций высшего образования. Проблема несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточного уровня высшего образования.
• Реформа профильного звена системы высшего образования - магистратуры.
• Карьерные и образовательные траектории работников кадровой службы (службы персонала) образовательной организации, не соответствующих новым требованиям профессионального стандарта.
• Применение профессиональных стандартов в качестве нормативно-правовых актов, устанавливающих право на деятельность и соответствующие ограничения для иных категорий работников образовательных организаций высшего образования и ДПО, появление новых треков для ППС
• Риски заключения гражданско-правовых договоров в образовательной организации.
• Необходимость для организаций доказывания обоснованности направления на обучения по программам подготовки и дополнительного профессионального образования: трудоправовые и налоговые аспекты, юридические риски.
• Практикум «Особенности применения требований к квалификации профессорско-преподавательского состава на основе квалификационных справочников. Специальный порядок приема на работу доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов (директоров) институтов. Аттестация до приема на работу, как специальный вид аттестации».
• Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196, вступает в силу 1 сентября 2023 года
• Особенности применения Постановлений КС РФ (2023) по вопросам оплаты труда, премирования, сверхурочной работы в системе высшего и дополнительного профессионального образования.
Административный руководитель программы:
Кузнецов Дмитрий Левонович - доктор делового администрирования, ординарный профессор, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета по вопросам развития системы профессиональных квалификаций Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член Совета Российской ассоциации бизнес-образования.
В программе принимают участие:
Белицкая Ирина Яковлевна – кандидат юридических наук, Почетный юрист города Москвы, Научный руководитель Института кадрового администрирования, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», советник практики трудового права МКА «Аронов и Партнеры».
Кофанов Дмитрий Иванович - практикующий юрист по трудовому праву, основатель и генеральный директор юридической фирмы NS Consulting, автор телеграм-канала о трудовом праве https://t.me/DmitryKofanov, преподаватель кафедры управления персоналом факультета управления персоналом и государственной службы РАНХиГС.
Митрофанова Ольга Игоревна - директор Института кадрового администрирования Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Режим занятий: с 10:00 до 17:00. Стажировка проводится на рабочем месте по месту работы.
Место проведения: г. Москва.
Участнику программы, успешно завершившему обучение, выдается диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент персонала».
Стоимость обучения: 99 500 руб., 91 500 руб. при онлайн обучении. НДС нет.
Телефоны в Москве:
т. (495)226-06-43, (985)226-06-43
Директор образовательных программ: Зенченко Татьяна Викторовна м. +7(985)976-63-85
ВШЛ оставляет за собой право вносить изменения в тематику, сроки, место и стоимость проведения учебных мероприятий до момента открытия группы